Сказки о Сложном
Творчество участников антропологической экспедиции
В январе 2019 года в Северной деревне в Архангельской области прошла антропологическая экспедиция "Сказка о Сложном". Целью экспедиции было глубокое проживание и анализ традиционной культуры в контексте вызова сложности. Участниками экспедиции стали 50 человек: философы, предприниматели, дизайнеры, экологи, психологи и многие другие. Одной из методологией работы экспедиции было проживание традиционной культуры и рефлексия в поле метафор - порождение сказок. Ниже собраны сказки участников, созданные в текстовом жанре.
Попробуйте представить
Попробуйте представить, что происходит с гусеницей, когда она становится бабочкой. Для того, чтобы вам вернуть предчувствие, необходимо совершить ряд действий. Ряд действий можно попробовать придумать самому: что на ваш взгляд в действии проявляет предчувствие? На какие части тела можно надавить для того, чтобы его ощупать. Возможно, давление здесь не необходимо, это может быть что-то похожее на танец, в котором необязательно нужна пластичность или узор. В конце может возникнуть желание прикоснуться кончиками пальцев ног к ногам другого человека. Подумайте, нужен ли вам для предчувствия другой человек или группа людей. Вместе вы сможете провести беседу, кстати, не только при помощи языка. Подумайте, как можно поговорить без слов, а потом пригласите друга и попробуйте ваш метод, может ваш метод будет более ощутим в группе не сразу знакомых людей. Попробуйте войти в пространство, для этого необходим выход. Что вы видите? Как вы видите? Как можно посмотреть на пространство и смотрит ли оно на вас (не с помощью камер видеонаблюдения)? Может, это пространство, где слышно дыхание, а при особом желании и сердцебиение. Дыхание и сердцебиение – это база вашего тела, тщательно поддерживайте его, как дрова в печке. Чтобы лучше услышать ритм тела, можно сделать физические упражнения, например, немного силовых упражнений, а потом на пластику. Гибкость поможет не только телу, но и мыслям. От чрезмерного повторения появляется жесткий каркас. Сядьте или делайте нужную вам позу и пофантазируйте. Для этого, возможно, придется найти тихое место. А может ли тихое место быть тихим? Есть ли абсолютная тишина? Переместите ваше внимание на уши. Как вы слышите? Возможен ли звук абсолютно громкий или абсолютно тихий? Какое время у звука? Какие звуки знаете вы и на какие способны? Отмерьте время звуком, затем попробуйте отмерить время другим способом, может быть событием. Понаблюдайте: замечайте повторение, формы, связь объектов, запах. Повторите движение других или научите кого-нибудь своему. Наблюдение можно зафиксировать любым доступным способом, это вам пригодится, когда необходимо предчувствие. Предчувствие может идти перед чувствами, когда вы научились чувствовать, переходите к предчувствию. Попробуйте представить, что происходит с гусеницей, когда она становится бабочкой.
Анна Прилуцкая
Участница антропологической экспедиции
Сказка о сложном
Племя сидело у костра. Уже не первую ночь все: и Старый Лис, и Хитрый медведь, и Сурок, и Ласка, говорившие больше всех, и все остальные долго не ложились спать, пытаясь найти решение.
- Если мы не подчинимся, они нас убьют, – говорил Сурок.
- Но если подчинимся, умрет лес, останутся только они, – отвечал Лис. – Вы видели это. И это не лучше смерти.
- Но если они убьют нас, никто не помешает им срубить лес, – возражал Сурок.
- Но если мы подчинимся, нам придется срубить лес своими руками, – отвечала Ласка.
- Мы уже мертвы, как и лес, – сказал молчавший какое-то время Медведь, смотрящий на угли и видящий в них далекое. – Если мы убьем лес, то убьем и себя. Но сохраним память об этом. Когда леса больше не будет, они придут к человеку, который будет обладать этой памятью, и попросят научить их. Им не понравится то, что он расскажет, и долго они будут искать обходные пути, ибо то, что он расскажет, будет слишком жутко.
- Но кто-то услышит, – говорила Ласка. – Не могут они совсем забыть это, ибо они были созданы такими же, как мы. Они вспомнят, когда тот, кто будет обладать памятью, скажет им. И даже если потом забудут, не смогут до конца скрыть это в своем сердце. Когда леса больше не будет, сердца перестанут быть немыми. Слезы и радость забытого проснутся среди людей и укажут им на то, чего уже нет.
- Но как они увидят то, чего нет? – спросил Лис Ласку, но та молчала. Ответил медведь.
- Они увидят это в собственном теле, – сказал он. – Тогда, когда не останется лесов, последнее, что останется у них – это собственное тело.
- А как же вино, которое они пьют? – спросил Сурок. – Я пил его, когда они были здесь. Я не чувствовал своего тела и тела леса. Я мог действовать без связи с ними.
- Когда не будет больше лесов, забывать будет все сложнее. Вид собственных детей будет пробуждать их. Так они вспомнят и найдут помощников, способных вести их дальше. Так они снова начнут тот путь, который прошли наши предки, – сказала Ласка.
- Но это значит забыть путь на долгие века, – сказал после молчания Старый Лис. – Это значит позволить им срубить весь лес. Это значит подчиниться, срубить лес своими руками и забыть самим. Как же мы сохраним память, забыв?
- Память останется в нашем теле, – сказал Медведь. – Там, где наши дети не смогут найти ее, пока не придет день, когда живой лес исчезнет и в зеркале человек не увидит ничего, кроме себя самого.
- Мы будем передавать эту память своим детям, и они будут передавать ее своим, молоком и любовью, еще до того, как они научатся говорить и узнают, что нужно забыть. Они забудут, чтобы передать дальше. Они забудут, чтобы вспомнить в день, когда не останется живого леса и в зеркале не останется ничего, кроме человека. Тогда память проснется и будет вновь открыта та сложность мира, которую мы считаем своим домом, – сказала Ласка. – Да будет так!
Игорь Польский
Организатора антропологической экспедиции. Кандидат философских наук, заведующий кафедрой социо-гуманитарных наук Хорошколы, исследователь экопоселений, член экспертного совета Future Foundation
Навстречу Новому Солнцу
Однажды панголины отправились навстречу Новому Солнцу. Была зима, а потому путь их лежал по замерзшей реке.

Вдруг натоптанная тропа стала проваливаться под ними, а следы начали наполняться водой. Шерсть намокала, обледенела, все труднее и труднее становилось им вытаскивать потяжелевшие лапы из снега и делать следующий шаг. Они попробовали перейти на берег и, цепляясь за ветви прибрежных кустов, продолжали путь.

Самые отважные шли впереди, исследовали разные пути и, наконец, нашли безопасный. А остальные в это время, перенося самых уязвимых на своих спинах через опасные места, двигались за предводителями. А те, кто не смогли продолжить путь (к сожалению, случается и такое), отдали свои волшебные сферы соплеменникам и побрели домой.

Каждый панголин перед Большим Путешествием получает пустую сферу. В пути он или она заполняет ее волшебным даром для мира. Свой Путь каждый панголин проходит сам.

На самом деле панголины не знали точно, куда идти. Но они надеялись, что внутреннее чутье укажет им нужное место. Так и оказалось.

Они вышли на чудесную полянку, которая была настолько маленькой, что им пришлось устроиться в тесном кругу. Чтобы обогреть замерзшие лапы, они соединили все свои сферы в одну.

И воспылал огонь Нового Солнца…
Лаборатория сказок
Коллективное творчество участников антропологической экспедиции